На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бизнес изнутри

1 265 подписчиков

Тактики дзюдо и сумо как часть бизнес-стратегии

Компании Apple, Intel и Microsoft - три "кита" индустрии высоких технологий. Их лидеры создали свои мультимиллиардные корпорации с нуля благодаря незаурядным способностям. И хотя у каждого имелись собственные "фишки", приемы ведения бизнеса были у всех троих одинаковы. Сложный и извилистый 30-летний путь к успеху показан в книге "Искусство стратегии", вышедшей на русском языке в издательстве "Манн, Иванов и Фербер".


тактики дзюдо и сумо как часть бизнес-стратегии

Фото: Shutterstock

Опыт Стива Джобса, Энди Гроува и Билла Гейтса можно считать образцовым для каждого менеджера, желающего развить навыки управления бизнесом. Специфика их деятельности заключалась в том, что на этом рынке ситуация меняется очень быстро, поэтому всегда нужно предугадывать будущее и молниеносно реагировать на настоящее. А эти качества руководителя являются определяющими в любой отрасли.

Тактика сумо

В обществе о Джобсе, Гроуве и Гейтсе сложилось представление как о жестких и даже порой жестоких игроках. Безусловно, они никогда не упускали шанса использовать мощь своих корпораций, чтобы задавить конкурентов. Например, Гейтс однажды прямо заявил Стиву Кейсу (СЕО компании AOL): "Я могу купить 20% вашей компании. Или же я могу купить всю вашу компанию. Или же я могу сам заняться этим бизнесом и похоронить вас". А Джобс, когда Apple набрала обороты, вел любые переговоры исключительно с позиции силы. Всех троих часто обвиняли в манипулировании и даже в вымогательстве не только журналисты, но и представители закона.

Сильным верят

Однако в большинстве случаев имела место гораздо более изощренная политика. Microsoft могла анонсировать скорый выход нового суперпродукта, который на самом деле только ушел в разработку. Конкуренты вздыхали и прекращали гонку, потому что потребитель - а с ним и рынок - замирал в предвкушении. Все верят сильному игроку. Так выигрывалось время, пока инженеры компании колдовали над новинкой.

Самоконкуренция

Джобс, Гроув и Гейтс использовали и такой тонкий ход: вытеснять с рынка свои же товары. В период высоких продаж DOS Билл Гейтс не стал раздумывать над следующей ее версией, а выпустил новый продукт - и он буквально смел собственный DOS с рынка. Конкуренты, которые спешно модернизировали первую версию, оказались полностью нейтрализованы
 
Хитрости

Тактика сумо подразумевает использование размаха и мощности компании. Но этим далеко не ограничивается спектр возможностей. Все трое обладали необычайно гибкостью в конкурентной борьбе. Это позволяло им задействовать и такие приемы, которые традиционно относят к слабым игрокам и новичкам отраслей.

Например, "тактика щенка" - когда благодаря твоим же усилиям конкуренты оценивают тебя поверхностно и думают, что ставки незначительны. Пользуясь такой тактикой, Стив Джобс феноменально успешно вышел на музыкальный рынок. Продюсер Джимми Айовин, в результате продавший Apple свою компанию, вспоминал об этом так: "Джобс не представлял опасности для музыкальной индустрии. Крупные игроки его не боялись, потому что Стив для них был просто какой-то парень с какой-то идеей".

Быть незаметным

Такие маневры могут сложно даваться неопытным руководителям, потому что обычно амбиции не позволяют им выглядеть в глазах конкурента чудаком или слабаком. Но привычка громко о себе заявлять и раскрывать замыслы раньше времени может стать фатальной тактической ошибкой. Поэтому использовать "щенячью тактику" можно и нужно. Термин, кстати, ввел не кто-нибудь, а нобелевский лауреат, экономист Жан Тироль. Идея, рожденная на высшем уровне.

О чем вы не знали

Не только выдающиеся победы, но и "детские" ошибки и досадные просчеты лидеров делают их "наглядными пособиями" для изучения законов бизнеса. В книге "Искусство стратегии" собраны самые разнообразные факты. Как Intel потеряла почти $500 млн из-за мизерной ошибки в "железе" Pentium, но Энди Гроув умудрился после этого высоко поднять продажи. Как страх за свой бизнес у Джобса, Гроува и Гейтса временами начинал граничить с паранойей. Как великие стратеги видят будущее, не выпуская из внимания настоящее.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх